3 марта 2025

Психологические особенности развития детей от 0 до года

Автор: Вайднер Валерия - детский и семейный психолог, специалист по эмоциональному развитию, мама троих детей

Первый год жизни ребёнка важен для его психического благополучия и развития. В этот период формируются основы личности, устанавливаются основы доверия к окружающим людям, развиваются навыки социализации и самостоятельности.

Поэтому основная задача родителей в первые месяцы жизни малыша установить эффективные эмоциональные и социальные связи.  Именно на отношениях установленных с ближайшим окружением у ребёнка будет выстраиваться все дальнейшее развитие, а именно, зрительное и слуховое восприятие,моторное развитие, эмоциональное развитие, речь. Для понимания как развивается ребенок, родителям важно ориентироваться  в различных возрастных периодах – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие условия могут создать родители для благополучного развития данных навыков. В первый год жизни ребенку максимально важны правильно созданные условия дома, а не специальные методики и методы развития. 

Первый возрастной период 0-6 месяцев!

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.

Он попадает в новые условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, необходимость смены типа питания.

Приспособиться к условиям, ребенку помогают безусловные рефлексы. Некоторые рефлексы получены в наследство от животных предков, но бесполезны и вскоре исчезают. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. Например: ребенок начинает реагировать на позу кормления, как только он оказывается в определенном положении на коленях мамы, у него возникают сосательные движения.

Мозг маленького ребенка продолжает развиваться.

Возникает слуховое сосредоточение. Резкий звук хлопнувшей двери вызывает замирание ребенка. На 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает  взгляд (недолго) на ярком предмете.

Примерно в 1 месяц у ребенка возникает «комплекс оживления». При виде мамы вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Это говорит о появлении первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период – младенчество.

кряк.jpg

Основная задача этого возраста: формирование доверия к миру через общение с родителями.

Второй возрастной период - младенчество (от 6 месяцев до года).

Происходит активное физическое развитие. За этот период ребенок начинает  сидеть, ползать, ходить, а значит приобретает некоторую самостоятельность. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир.⠀

Касаемо познавательного развития, важное место занимает развитие восприятия и тонких ручных движений.

Совершенствуется зрительное восприятие.

К 3 месяцам сосредоточение достигает 7-8 минут. Ребенок начинает следить за движущимися предметами.

В 4 месяца активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Малыш различает зрительно воспринимаемые объекты по форме и сложности.

На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца и если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди других цветов.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Задача родителей создавать новые впечатления, стараться чтобы окружающая обстановка не была однообразной, неинтересной.⠀

Движение рук.

- Примерно в 4 месяца младенец начинает тянуться к предметам, ощупывать, пытаться манипулировать.

- В 5-6 месяцев может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательнных координаций.

После 6 месяцев можно заметить у младенца круговые реакции – ребенок хватает предмет, стучит, бросает, снова поднимает, перекладывает из руки в руку и т.д.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки предметов. 

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия. Ребенок начинает подрожать действиям взрослых, использовать предметы по назначению.

Некоторые рекомендации родителям по играм и игрушкам для детей в первом году жизни:

1. 0-3 месяца:

   - новорожденный ребенок способен различать только оттенки белого и черно цвета, показывайте ребенку большие и контрастные черно-белые рисунки и книги. Такие иллюстрации легко сделать самим. Все, что вам нужно, это лист бумаги формата А4 и черный маркер. Сделайте несколько рисунков с разными геометрическими фигурами или зигзагами и повесьте их над кроваткой вашего ребенка. Время от времени меняйте картинки, чтобы поддерживать его интерес. С таким же успехом можно повесить черные или белые воздушные шары по краю кроватки.

   - Вешая карусель на кроватку расположите ее таким образом, чтоб она крепилась не на уровне глаз - это способствует развитию косоглазия, сместите ее чуть ниже на уровень живота. 

   - выкладывать детей на живот рекомендуется с первых дней жизни. Это профилактика коликов, укрепление мышц спины, и стимуляция ползать. Поверхность, куда выкладываем ребёнка не должна быть мягкой, то есть не выкладываем на кровать. Лучше всего на пол постелив коврик. Для совсем маленьких можно обойтись небольшим ковриком, когда ребенок начинает ползать можно приобрести большой. Желательно чтоб коврик имел натуральные цвета, не яркие. Слишком яркие коврики с большим количеством пестрых рисунков возбуждают нервную систему ребёнка и вместо развития и концентрации внимания ребёнка можно получить истерику и нежелание находится на коврике. Приветствуется различная текстура на коврике (где-то гладко, где-то шершаво, где-то шуршит) - способствует сенсомоторному развитию ребёнка.

Отдавайте предпочтение коврикам сделанных из безопасных, гипоаллергенных  материалов, которые легко моются.

1Q6A3493.JPG

2. 4-6 месяцев:

   - Игрушки-погремушки для развития моторики рук и слухового анализатора. На сегодняшний день в магазинах огромный выбор погремушек, но достойных внимания мало. При выборе погремушки важно обращать внимание на то, чтоб она была удобна для захвата маленькой ладошкой. Ручка погремушки не должна быть слишком толстой, широкой, иметь объемный декор на самой ручке и большое количество цветов. Вес погремушки должен соответствовать возрасту ребёнка. Ребенку должно быть удобно совершать различные манипуляции с игрушкой.

   - Пластиковые кубики или игрушки с элементами, которые можно собирать и разбирать для развития координации движений.

   - Книжки-погремушки, книжки-пазлы.

3. 7-9 месяцев:

   - избегайте прыгунков и ходунков, данные девайсы помощники маме, но травмоопасный для ребенка, развивают неправильно мышцы малыша, дают большую и неправильную нагрузку на спину.

   - игрушки с различными формами и размерами для развития познавательных навыков, например: сортеры, пирамидки.

   - Развивающие игрушки с кнопками и ручками для развития моторики (бизиборды). Данные игрушки можно предлагать и раньше. 

4. 10-12 месяцев:

   - Игрушки на колесиках или с возможностью тянуть за собой для развития двигательных навыков.

   - Музыкальные игрушки с кнопками для развития слуха и ритма.

Мяч. Игры с мячом помогают ребёнку развивать координацию движений, ловкость и моторику рук и ног. Бросание, катание и удары по мячу способствуют укреплению мышц и улучшению контроля над телом.

Для всех возрастных периодов важны ежедневные прогулки, водные процедуры, любовь, заботы и игры с родителями. Легкого вам родительства.



Возврат к списку